Философия йоги. Авидья.

          Слово "Авидья" буквально означает "неправильное понимание" и используется, когда речь идет об ошибочном понимании или представлении. Авидья приводит к смешению грубого и тонкого. Противоположность Авидьи - Видья (правильное понимание)

 

Авидья может рассматриваться как совокупный результат наших неосознанных поступков - механических действий и механического восприятия, которые мы накопили за много лет. Вследствие наших неосознанных реакций ум попадает во все большую зависимость от привычек. В конце концов вчерашнее поведение становится нормой сегодняшнего дня. Такая зависимость ума от привычек называется Санскарой. Привычки погружают ум в Авидью, как бы замутняя его чистоту.

 

        В общем случае, если мы уверены, что не до конца понимаем данную ситуацию, мы не можем предпринимать решительных действий. Но если мы обладаем ясным пониманием, мы будем действовать, и наши действия будут приносить нам пользу. Такие действия основаны на глубоком понимании. Авидья же, напротив, характеризуется поверхностным пониманием: я думаю, что понимаю что-то правильно, я предпринимаю соответствующие шаги, а в последствии должен признать, что допустил ошибку и мои действия не пошли на пользу. Таким образом, имеется два уровня понимания: один находится глубоко внутри нас и свободен от тумана Авидьи, а другой лежит на поверхности и замутнен Авидьей. Наш глаз чист и прозрачен, и его ненужно подкрашивать, чтобы он правильно различал цвета. Наше восприятие должно быть словно кристально-чистое зеркало. Цель йоги - рассеять туман Авидьи, чтобы мы могли действовать правильно.

 

ОТВЕТВЛЕНИЯ АВИДЬИ

 

     Когда наше восприятие ошибочно или замутнено, мы обычно не в состоянии осознать это сразу и напрямую. АВидья редко похожа на Авидью. Ей присуще свойство оставаться невидимой. Легче выявить проявления Авидьи. Если мы обнаруживаем внутри себя такие проявления, то это указывает на присутствие Авидьи.

 

          Первое проявление Авидьи - то, что мы часто называем "эго". Это то, что заставляет нас думать: "Я должен быть лучше других", "Я самый великий", "Я знаю, что я прав". Это ответвление Авидьи называется Асмита.

 

         Второе проявление Авидьи выражается в наших запросах. Это явление называется "Рага". Мы хотим чего-то сегодня не потому, что это нам действительно необходимо, а потому, что это было приятно вчера. Например, вчера я выпил стакан восхитительного фруктового сока и получил из него нужную мне энергию. И сегодня что-то мне говорит:"Я хочу еще один стакан этого вкусного сока", хотя сейчас он мне не нужен и может быть даже вреден. Мы стремимся к вещам, которых у нас нет. А если мы что-то имеем, нам этого мало, и мы хотим большего. Когда требуется что-то отдать, нам хочется удержать эту вещь при себе. Это называется Рагой.

 

       Двеша,третье проявление Авидьи, в некотором смысле противоположна Раге. Двеша проявляется в отстранении от чего-либо. Столкнувшись с трудностями, мы начинаем бояться повторения неприятного опыта и избегать связанных с ним людей,мыслей и обстоятельств, предполагая, что они снова причинят нам боль. Двеша также заставляет нас отвергать незнакомые вещи, хотя у нас нет о них ни хороших, ни плохих сведений. Все подобные отрицания - это Двеша.

 

      И наконец, последнее ответвление Авидьи - Абхиневеша (страх). Это, возможно, самый таинственный аспект Авидьи, проявления которого можно обнаружить на самых разных уровнях нашей повседневной жизни. Мы чувствуем неуверенность. Нас мучают сомнения по поводу своего места в жизни. Мы боимся осуждения со стороны других людей. Мы испытываем беспокойство, если нарушается привычный распорядок жизни. Мы не хотим стареть. Все эти чувства - признак Абхиневеши, четвертого проявления Авидьи.

 

          Эти четыре проявления Авидьи, вместе и по отдельности, замутняют наше восприятие. Через них Авидья все время действует в нашем подсознании, что приводит к постоянному чувству неудовлетворенности. Например, если мы выполняем асаны в группе, то мы склонны сравнивать себя с окружающими. Сравнение приводит либо к ощущению удовлетворения, основанного на чувстве собственного превосходства, либо к неудовлетворенности, вытекающей из чувства неполноценности. Неудовлетворенность часто ложиться на наши плечи тяжким грузом и сопровождает нас повсюду, превращаясь в навязчивую идею.

 

Пока мы находимся под воздействием проявлений Авидьи, очень велика вероятность совершения неправильных поступков, поскольку мы не в состоянии тщательно все взвесить и сделать здравые выводы. Если мы видим, что возникла какая-то проблема, можно с уверенностью сказать, что ее причина в Авидье. Йога ослабляет действие Авидьи, благодаря чему мы обретаем способность к правильному пониманию. 

 

        Отсутствие Авидьи легче заметить, чем ее присутствие. Когда мы смотрим на что-то правильно, внутри нас воцаряется покой: мы нем чувствуем ни напряжения, ни беспокойства, ни возбуждения. Например, когда я говорю медленно и осознанно, я ощущаю, что существует некий источник тишины, и внутри меня находится Видья (ясное понимание). Но если я не уверен в том, что говорю, мне хочется говорить быстро, я использую ненужные слова, а иногда не договариваю предложения. 

 

ИТАК, КОГДА МЫ ОБЛАДАЕМ ЯСНЫМ ПОНИМАНИЕМ, МЫ ЧУВСТВУЕМ ГЛУБОКО ВНУТРИ СЕБЯ ТИШИНУ И ПОКОЙ,

 

 

отрывок из книги Т.К.В.Дешикачара " Сердце Йоги"